Вопрос:
Как формируются тарифы в сфере теплоснабжения в Мурманской области?
Ответ:
На территории Мурманской области полномочиями по установлению тарифов на коммунальные ресурсы, в том числе и на тепловую энергию наделен Комитет по тарифному регулированию Мурманской области.
В соответствии с действующим законодательством тарифы на тепловую энергию, устанавливаются для каждой теплоснабжающей организации.
Размер расходов на производство тепловой энергии для теплоснабжающей организации формируется с учетом вида топлива, используемого на котельной, условий использования оборудования, технических показателей оборудования (в том числе коэффициента полезного действия котлов, характеристики тепловых сетей, находящихся на балансе организации – средний диаметр труб, протяженность и способ прокладки тепловых сетей, и др.), уровня энергоемкости установленного оборудования, состояния имущества (степенью изношенности сетей и оборудования). Все вышеперечисленные факторы влияют на размер затрат, необходимых для поддержания систем теплоснабжения в рабочем состоянии. Наибольшие затраты, связанные с производством тепловой энергии – это затраты на энергетические ресурсы (мазут, электроэнергия, уголь и т.д.), приобретаемые теплоснабжающими организациями для производства тепловой энергии.
Вторым важным фактором, который влияет на уровень тарифа, является объем реализации тепловой энергии потребителям.
Так, рост расходов ведет к увеличению тарифов, а рост объемов к снижению тарифов.
К сожалению, Мурманская область является одним из субъектов Российской Федерации, в котором отсутствует природный газ. Cвыше 80 % вырабатываемой тепловой энергии приходится на мазутные котельные, а также используется уголь и электрическая энергия. Таким образом, Мурманская область находится в зависимости от привозных видов топлива.
В соответствии с действующим законодательством, цены на энергетические ресурсы (за исключением природного газа) не подлежат государственному регулированию и зависят исключительно от рыночных колебаний и, соответственно, основной причиной роста тарифов на тепловую энергию является неконтролируемый и непрогнозируемый рост цен на энергетические ресурсы. В связи с тем, что стоимость природного газа как топлива ниже стоимости топочного мазута, и цена на газ регулируется государством, в регионах, использующих газ для производства тепловой энергии, тарифы для потребителей намного ниже, чем в Мурманской области.
Стоит отметить, что для установления тарифов первоначально теплоснабжающие организации (ТСО) представляют в Комитет документы и обосновывающие материалы, такие как бухгалтерскую и статистическую отчетность, счета - фактуры, договоры на оказание услуг сторонними организациями на поставку энергетических ресурсов, на проведение ремонтных и других услуг, расчеты нормативной численности персонала ТСО, штатное расписание, планы проведения ремонтов основного оборудования собственными силами, проекты инвестиционных программ по реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения и другие необходимые материалы.
Экспертная группа Комитета, состоящая из сотрудников профильного отдела, проводит анализ представленных документов и производит расчет экономически обоснованного тарифа (ЭОТ) на основании вышеуказанных материалов для каждой ТСО. Окончательное решение по уровню ЭОТ для ТСО определяется на заседании Правления Комитета с учетом мнений представителей организаций и администрации, которые ежегодно приглашаются на заседания.
Размер ЭОТ фиксируется в протоколе заседания Правления Комитета. В дальнейшем, с учетом норм федерального и регионального законодательства, Комитетом устанавливаются тарифы на тепловую энергию для населения и прочих потребителей Мурманской области. Во всех муниципальных образованиях установленные тарифы для населения гораздо ниже экономически обоснованного.
В целях защиты граждан, как и в целом по стране, так и в нашем регионе, с 2014 года введен в действие механизм ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги. Предельные индексы роста совокупной платы граждан утверждаются на федеральном уровне, а в дальнейшем, и на региональном.
С целью соблюдения вышеуказанных требований на территории Мурманской области принят Закон Мурманской области от 13.12.2013 № 1697-01-ЗМО «О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность), теплоноситель в Мурманской области», в соответствии с которым, тарифы на тепловую энергию для населения устанавливаются на уровне ниже экономически обоснованного тарифа. При этом разница между льготными тарифами, установленными для населения, и экономически обоснованными компенсируется теплоснабжающим организациям путём субсидирования из средств областного бюджета.
Также согласно Закону № 1697-01-ЗМО льготные тарифы на тепловую энергию могут устанавливаться не только для населения и категорий, приравненных к нему, но и для иных потребителей, в случае их выделения в постановлении Комитета в отдельную группу «потребители (кроме населения)». К этой группе потребителей относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, включенные в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также физические лица, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».
Напомним, что все решения Комитета об установлении тарифов, а также протоколы заседаний Правления, Вы можете найти на официальном сайте Комитета.
Вопрос:
Кем и как устанавливаются тарифы на коммунальные услуги в Мурманской области?
Ответ:
В соответствии с жилищным законодательством население является потребителем коммунальных услуг. Государственное регулирование осуществляется не в отношении коммунальных услуг, а в отношении коммунальных ресурсов (тепловая энергия, электрическая энергия, питьевая вода, сточные воды, сжиженный газ, обращение с твердыми коммунальными отходами). В дальнейшем, утвержденные тарифы на коммунальные ресурсы используются для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
Действующим законодательством определено, что тарифы на коммунальные ресурсы устанавливаются органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
На территории Мурманской области тарифы на коммунальные ресурсы устанавливаются Комитетом по тарифному регулированию Мурманской области (далее - Комитет) в соответствии с Положением о Комитете, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 24.06.2015 № 265–ПП.
Тарифы на коммунальные ресурсы для ресурсоснабжающих организаций устанавливаются Комитетом в соответствии с действующим законодательством, а именно:
- Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»;
- Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;
- Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;
- Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
- Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».
Тарифы на коммунальные ресурсы устанавливаются в строгом соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством, исключительно в параметрах индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, утвержденных соответствующими распоряжениями Правительства Российской Федерации для Мурманской области.
Установление тарифов производится путем рассмотрения соответствующих дел об установлении тарифов в отношении каждой регулируемой организации. Для этого в соответствии с действующими нормативными документами Комитетом проводится экспертиза предложений.
Все принятые решения публикуются на официальном сайте Комитета в сети «Интернет».
Вопрос:
Почему отличаются (разнятся) тарифы на коммунальные ресурсы ресурсоснабжающих организаций даже по одному муниципальному образованию, а также по регионам?
Ответ:
Расчет тарифов на коммунальные ресурсы производится в соответствии с действующим законодательством о ценообразовании.
При установлении тарифов для каждой ресурсоснабжающей организации учитываются свои показатели: объем реализации, уровень энергоёмкости установленного оборудования, степень изношенности сетей и оборудования, условия использования оборудования, особенности технологического процесса производства и транспортировки коммунального ресурса до потребителя, заработная плата обслуживающего персонала, цены на топливо и сырье, цены, установленные на основании договоров, заключенных в результате проведения конкурсов, торгов, аукционов и иных закупочных процедур, обеспечивающих целевое и эффективное расходование денежных средств, обязательные платежи и налоги и т.д., а также базовый уровень тарифа, к которому применяется установленный предельный уровень роста тарифов.
Таким образом, размеры тарифов на коммунальные ресурсы могут отличаться по ресурсоснабжающим организациям даже на территории одного муниципального образования, а тем более по регионам.
Вопрос:
В соответствии с Постановлением Комитета по тарифному регулированию Мурманской области тариф на питьевую воду в нашем населенном пункте увеличивается более чем на 10%. Вместе с тем, постановлением Губернатора Мурманской области установлен предельный индекс изменения платы за коммунальные услуги в нашем муниципальном образовании в размере 5,6 %. Прошу дать разъяснения о правомерности повышения Комитетом тарифов на холодное водоснабжение в размере большем, чем установленный постановлением Губернатора Мурманской области индекс изменения платы за коммунальные услуги.
Ответ:
Согласно статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, водоотведение, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газоснабжение, отопление, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Вместе с тем, следует учитывать, что:
- совокупная плата за коммунальные услуги – это сумма платежей за все коммунальные услуги;
- платеж за коммунальную услугу – произведение тарифа на коммунальный ресурс на объем потребленного коммунального ресурса, определяемого по показаниям приборов учета, либо по установленным нормативам;
- тариф на коммунальный ресурс отражает стоимость коммунального ресурса, выраженную в рублях, за единицу ресурса.
Таким образом, понятия «плата за коммунальные услуги» и «тариф на коммунальный ресурс» различны, и сравнение их роста некорректно, так как на совокупную плату граждан за коммунальные услуги влияет не только тариф на конкретный коммунальный ресурс. Так, рост платы граждан определяется с учетом одинакового набора коммунальных услуг в сопоставимых объемах потребления коммунальных ресурсов.
Комитет обращает внимание на то, что наибольший удельный вес в плате граждан за коммунальные услуги составляет тепловая энергия – более 70 %, доля платы за холодное водоснабжение – 3 %.
Принимая во внимание сдерживание роста тарифов на тепловую энергию, увеличение тарифов на услуги в сфере водоснабжения более чем на 10 % не приведет к превышению установленного Губернатором Мурманской области предельного индекса совокупной платы граждан за коммунальные услуги в размере 5,6 % в Вашем муниципалитете.
Вопрос:
Особенности платы за электрическую энергию для населения в домах с газовыми плитами и в домах, где установлены электрические плиты
Ответ:
Постановлениями Комитета устанавливаются цены (тарифы) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей с дифференциацией по домам, как с газовыми плитами, так и с электроплитами.
В соответствии с действующим законодательство в сфере тарифного регулирования при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
Цены (тарифы) на коммунальные ресурсы, в том числе и на электрическую энергию, устанавливаются Комитетом в строгом соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством, исключительно в пределах индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных соответствующими распоряжениями Правительства Российской Федерации для Мурманской области.
При этом важно отметить, что при установлении тарифов на коммунальные ресурсы, в том числе на электрическую энергию, Комитетом учитываются объемы потребления электрической энергии как в домах с электрическим плитами, так и в домах с газовыми плитами.
При установлении тарифов на электрическую энергию, Комитетом также учитывается структура платежей граждан за коммунальные услуги, с целью соблюдения баланса интересов потребителей, проживающих как в домах с газовыми плитами, так и в домах с электрическими плитами.
Комитет обращает внимание на то, что в домах с электрическим плитами среднемесячный объем потребления электрической энергии одним домохозяйством на 40 % выше, чем в домах с газовыми плитами.
Вопрос:
Как формируется плата за услуги горячего водоснабжения?
Ответ:
Согласно действующему законодательству Комитет по тарифному регулированию Мурманской области, уполномоченный на установление тарифов на коммунальные ресурсы, устанавливает двухкомпонентный тариф на ГВС, который состоит из:
- компонента на холодную воду или теплоноситель;
- компонент на тепловую энергию на подогрев холодной воды.
Количество тепловой энергии на подогрев одного кубического метра воды рассчитывается исходя из нормативов, установленных приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области от 22.12.2017 № 285 «Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению» (в редакции от 14.06.2019 № 127), а количество холодной воды для нужд горячего водоснабжения определяется по приборам учета, а в случае их отсутствия, исходя их норматива потребления.
Таким образом, размер платы за услуги ГВС формируется из двух составляющих:
- расходы на холодную воду, которые определяются как произведение тарифа на холодную воду и количества холодной воды по приборам учета, а в случае их отсутствия, норматива потребления.
- расходы на тепловую энергию для подогрева, которые определяются как произведение тарифа на тепловую энергию и количества тепловой энергии по приборам учета, а в случае их отсутствия, норматива потребления.
Вопрос:
Какие изменения произошли в сфере обращения с ТКО?
Ответ:
С 01.01.2019 к числу коммунальных услуг относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО).
До указанной даты услуги по сбору, вывозу, захоронению (обезвреживанию) ТКО население Мурманской области оплачивало в составе платы за содержание и ремонт жилья в расчете на 1 кв.м. При этом регулированию подлежали только тарифы на захоронение и обезвреживание, а стоимость сбора и вывоза ТКО определялась транспортирующими организациями самостоятельно.
В связи с изменением законодательства с 01.01.2019 субъекты Российской Федерации перешли на новую систему обращения с ТКО, а именно на территории регионов определены региональные операторы по обращению с ТКО и установлены единые тарифы на услуги по обращению с ТКО.
Важно отметить, что новая коммунальная услуга является комплексной и включает в себя полный цикл обращения с отходами, начиная со сбора и вывоза отходов от мест накопления, и заканчивая их захоронением (обезвреживанием, утилизацией), за которую региональный оператор по обращению с ТКО несет полную ответственность.
Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО устанавливается за 1 м3. Плата за услуги по обращению с ТКО напрямую зависит от нормативов накопления отходов для каждой категории потребителей. На территории Мурманской области нормативы накопления ТКО утверждены постановлением Правительства Мурманской области от 03.05.2018 № 192-ПП/4 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Мурманской области».
Начисление платы за ТКО для населения осуществляется в зависимости от количества человек, проживающих (зарегистрированных) в квартире (индивидуальном жилом доме).
При установлении тарифа Комитет руководствуется нормами Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», постановления Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами», приказа ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами».
Вопрос:
Может ли садоводческое некоммерческое товарищество (далее – СНТ), гаражно-строительный кооператив (далее – ГСК), являющееся потребителем электроэнергии, установить для членов СНТ и ГСК на общем собрании повышенный тариф за пользование электроэнергией с целью компенсации расходов на потери в сети и оплату уличного освещения?
Ответ:
Согласно Закону об электроэнергетике цены (тарифы) на электрическую энергию подлежат государственному регулированию. Государственному регулированию подлежат, в частности, цены (тарифы) на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей (в т.ч. СНТ и ГСК).
Таким образом, оплата потребленной электроэнергии членами СНТ и ГСК должна производиться по тарифам для населения и приравненных к нему категорий потребителей, установленным органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов. В Мурманской области таким органом является Комитет по тарифному регулированию Мурманской области.
В силу действующего законодательства члены товарищества обязаны своевременно уплачивать взносы, которые используются на расходы, связанные с содержанием имущества общего пользования товарищества, с осуществлением расчетов с организацией, осуществляющей снабжение электрической энергией.
Из приведенных норм видно, что содержание и обслуживание принадлежащих товариществу электрических сетей, составляющих имущество общего пользования, в том числе потери электроэнергии и уличное освещение, рассчитываются отдельно и оплачиваются из членских взносов.
В этой части размер взносов определяется общим собранием членов товариществом самостоятельно. В то же время расчеты с электроснабжающей организацией за потребленную электроэнергию осуществляются по тарифам, утвержденным органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов.
Таким образом, плата за электроэнергию для каждого члена СНТ или ГСК должна складываться из двух составляющих:
- по личному счетчику согласно тарифу, установленному в регионе;
- сумма, рассчитанная и утвержденная внутри СНТ или ГСК на покрытие потерь и содержание инфраструктуры, также по региональным тарифам.