Комитет по тарифному регулированию

Вопрос:

Кем и как устанавливаются тарифы на коммунальные услуги в Мурманской области?

Ответ:

В соответствии с жилищным законодательством население является потребителем коммунальных услуг. Государственное регулирование осуществляется не в отношении коммунальных услуг, а в отношении коммунальных ресурсов (тепловая энергия, электрическая энергия, питьевая вода, сточные воды, сжиженный газ, обращение с твердыми коммунальными отходами). В дальнейшем, утвержденные тарифы на коммунальные ресурсы используются для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Действующим законодательством определено, что тарифы на коммунальные ресурсы устанавливаются органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).

На территории Мурманской области тарифы на коммунальные ресурсы устанавливаются Комитетом по тарифному регулированию Мурманской области (далее - Комитет) в соответствии с Положением о Комитете,  утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 24.06.2015 № 265–ПП.

Тарифы на коммунальные ресурсы для ресурсоснабжающих организаций  устанавливаются Комитетом в соответствии с действующим законодательством, а именно:

- Федеральным законом от 27.07.2010  № 190-ФЗ «О теплоснабжении»;

- Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;

- Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;

- Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

- Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».

Тарифы на коммунальные ресурсы устанавливаются в строгом соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством, исключительно в параметрах индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, утвержденных соответствующими распоряжениями Правительства Российской Федерации для Мурманской области.

Установление тарифов производится путем рассмотрения соответствующих дел об установлении тарифов в отношении каждой регулируемой организации. Для этого в соответствии с действующими нормативными документами Комитетом проводится экспертиза предложений.

Все принятые решения публикуются на официальном сайте Комитета в сети «Интернет».

Вопрос:

Почему отличаются (разнятся) тарифы на коммунальные ресурсы ресурсоснабжающих организаций даже по одному муниципальному образованию, а также по регионам?

Ответ:

Расчет тарифов на коммунальные ресурсы производится в соответствии с действующим законодательством о ценообразовании.

При установлении тарифов для каждой ресурсоснабжающей организации учитываются свои показатели: объем реализации, уровень энергоёмкости установленного оборудования, степень изношенности сетей и оборудования, условия использования оборудования, особенности технологического процесса производства и транспортировки коммунального ресурса до потребителя, заработная плата обслуживающего персонала, цены на топливо и сырье, цены, установленные на основании договоров, заключенных в результате проведения конкурсов, торгов, аукционов и иных закупочных процедур, обеспечивающих целевое и эффективное расходование денежных средств, обязательные платежи и налоги и т.д., а также  базовый уровень тарифа, к которому применяется установленный предельный уровень роста тарифов.

Таким образом, размеры тарифов на коммунальные ресурсы могут отличаться по  ресурсоснабжающим организациям даже на территории одного муниципального образования, а тем более по регионам.

Вопрос:

В соответствии с Постановлением Комитета по тарифному регулированию Мурманской области тариф на питьевую воду в нашем населенном пункте увеличивается более чем на 10%. Вместе с тем, постановлением Губернатора Мурманской области установлен предельный индекс изменения платы за коммунальные услуги в нашем муниципальном образовании в размере 5,6 %. Прошу дать разъяснения о правомерности повышения Комитетом тарифов на холодное водоснабжение в размере большем, чем установленный постановлением Губернатора Мурманской области индекс изменения платы за коммунальные услуги.

Ответ:

Согласно статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, водоотведение, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газоснабжение, отопление, обращение с твердыми коммунальными отходами.   

Вместе с тем, следует учитывать, что:

- совокупная плата за коммунальные услуги – это сумма платежей за все коммунальные услуги;

- платеж за коммунальную услугу – произведение тарифа на коммунальный ресурс на объем потребленного коммунального ресурса, определяемого по показаниям приборов учета, либо по установленным нормативам;

- тариф на коммунальный ресурс отражает стоимость коммунального ресурса, выраженную в рублях, за единицу ресурса.

Таким образом, понятия «плата за коммунальные услуги» и «тариф на коммунальный ресурс» различны, и сравнение их роста некорректно, так как на совокупную плату граждан за коммунальные услуги влияет не только тариф на конкретный коммунальный ресурс. Так, рост платы граждан определяется с учетом одинакового набора коммунальных услуг в сопоставимых объемах потребления коммунальных ресурсов.

Комитет обращает внимание на то, что наибольший удельный вес в плате граждан за коммунальные услуги составляет тепловая энергия – более 70 %, доля платы за холодное водоснабжение – 3 %.

Принимая во внимание сдерживание роста тарифов на тепловую энергию, увеличение тарифов на услуги в сфере водоснабжения более чем на 10 % не приведет к превышению установленного Губернатором Мурманской области предельного индекса совокупной платы граждан за коммунальные услуги в размере 5,6 % в Вашем муниципалитете.

Вопрос:

Особенности платы за электрическую энергию для населения в домах с газовыми плитами и в домах, где установлены электрические плиты

Ответ:

Постановлениями Комитета устанавливаются цены (тарифы) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей с дифференциацией по домам, как с газовыми плитами, так и с электроплитами.

В соответствии с действующим законодательство в сфере тарифного регулирования при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.

Цены (тарифы) на коммунальные ресурсы, в том числе и на электрическую энергию, устанавливаются Комитетом в строгом соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством, исключительно в пределах индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных соответствующими распоряжениями Правительства Российской Федерации для Мурманской области.

При этом важно отметить, что при установлении тарифов на коммунальные ресурсы, в том числе на электрическую энергию, Комитетом учитываются объемы потребления электрической энергии как в домах с электрическим плитами, так и в домах с газовыми плитами.

При установлении тарифов на электрическую энергию, Комитетом также учитывается структура платежей граждан за коммунальные услуги, с целью соблюдения баланса интересов потребителей, проживающих как в домах с газовыми плитами, так и в домах с электрическими плитами.

Комитет обращает внимание на то, что в домах с электрическим плитами среднемесячный объем потребления электрической энергии одним домохозяйством на 40 % выше, чем в домах с газовыми плитами.

Вопрос:

Как формируется плата за услуги горячего водоснабжения?

Ответ:

Согласно действующему законодательству Комитет по тарифному регулированию Мурманской области, уполномоченный на установление тарифов на коммунальные ресурсы, устанавливает двухкомпонентный тариф на ГВС, который состоит из:

- компонента на холодную воду или теплоноситель;

- компонент на тепловую энергию на подогрев холодной воды.

Количество тепловой энергии на подогрев одного кубического метра воды рассчитывается  исходя из нормативов, установленных приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области от 22.12.2017 № 285 «Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению» (в редакции от 14.06.2019 № 127), а количество холодной воды для нужд горячего водоснабжения определяется по приборам учета, а в случае их отсутствия, исходя их норматива потребления.

Таким образом, размер платы за услуги ГВС формируется из двух составляющих:

-  расходы на холодную воду, которые определяются как произведение тарифа на холодную воду и количества холодной воды по приборам учета, а в случае их отсутствия, норматива потребления.

-  расходы на тепловую энергию для подогрева, которые определяются как произведение тарифа на тепловую энергию и количества тепловой энергии по приборам учета, а в случае их отсутствия, норматива потребления.

Вопрос:

Какие изменения произошли в сфере обращения с ТКО?

Ответ:

С 01.01.2019 к числу коммунальных услуг относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО).

До указанной даты услуги по сбору, вывозу, захоронению (обезвреживанию) ТКО население Мурманской области оплачивало в составе платы за содержание и ремонт жилья в расчете на 1 кв.м. При этом регулированию подлежали только тарифы на захоронение и обезвреживание, а стоимость сбора и вывоза ТКО определялась транспортирующими организациями самостоятельно.

В связи с изменением законодательства с 01.01.2019 субъекты Российской Федерации перешли на новую систему обращения с ТКО, а именно на территории регионов определены региональные операторы по обращению с ТКО и установлены единые тарифы на услуги по обращению с ТКО.

Важно отметить, что новая коммунальная услуга является комплексной и включает в себя полный цикл обращения с отходами, начиная со сбора и вывоза отходов от мест накопления, и заканчивая их захоронением (обезвреживанием, утилизацией), за которую региональный оператор по обращению с ТКО несет полную ответственность.

Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО устанавливается за 1 м3. Плата за услуги по обращению с ТКО напрямую зависит от нормативов накопления отходов для каждой категории потребителей. На территории Мурманской области нормативы накопления ТКО утверждены постановлением Правительства Мурманской области от 03.05.2018 № 192-ПП/4 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Мурманской области».

Начисление платы за ТКО для населения осуществляется в зависимости от количества человек, проживающих (зарегистрированных) в квартире (индивидуальном жилом доме).

При установлении  тарифа Комитет руководствуется нормами Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», постановления Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами», приказа ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами».

Вопрос:

Может ли садоводческое некоммерческое товарищество (далее – СНТ), гаражно-строительный кооператив (далее – ГСК), являющееся потребителем электроэнергии, установить для членов СНТ и ГСК  на общем собрании повышенный тариф за пользование электроэнергией с целью компенсации расходов на потери в сети и оплату уличного освещения?

Ответ:

Согласно Закону об электроэнергетике цены (тарифы) на электрическую энергию подлежат государственному регулированию. Государственному регулированию подлежат, в частности, цены (тарифы) на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей (в т.ч. СНТ и ГСК).

Таким образом, оплата потребленной электроэнергии членами СНТ и ГСК должна производиться по тарифам для населения и приравненных к нему категорий потребителей, установленным органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов. В Мурманской области таким органом является Комитет по тарифному регулированию Мурманской области.

В силу действующего законодательства члены товарищества обязаны своевременно уплачивать взносы, которые используются на расходы, связанные с содержанием имущества общего пользования товарищества, с осуществлением расчетов с организацией, осуществляющей снабжение электрической энергией.

Из приведенных норм видно, что содержание и обслуживание принадлежащих товариществу электрических сетей, составляющих имущество общего пользования, в том числе потери электроэнергии и уличное освещение, рассчитываются отдельно и оплачиваются из членских взносов.

В этой части размер взносов определяется общим собранием членов товариществом самостоятельно. В то же время расчеты с электроснабжающей организацией за потребленную электроэнергию осуществляются по тарифам, утвержденным органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов.

Таким образом, плата за электроэнергию для каждого члена СНТ или ГСК должна складываться из двух составляющих:

-  по личному счетчику согласно тарифу, установленному в регионе;

-  сумма, рассчитанная и утвержденная внутри СНТ или ГСК на покрытие потерь и содержание инфраструктуры, также по региональным тарифам.

 

AA